Домой Семья Андрей Рублев. Кто установил новые каноны иконописи на Руси?

Андрей Рублев. Кто установил новые каноны иконописи на Руси?

68

Расцвет яркого самобытного таланта Андрея Рублева пришелся на непростые времена, когда происходило утверждение новой русской государственности, овеянной победами на Куликовском поле, освобождение от векового рабства распадающейся империи Чингисхана. Произведения Андрея Рублева излучают внутренний свет, радостное оптимистичное настроение наперекор царившему хаосу и насилию.

Такова самая знаменитаяикона Андрея Рублева «Троица». Сама икона крайне символична. В нее входит немало деталей, которые непонятны нынешним поколениям. Это и круг -самый распространенный и понятный символ вечности, дерево — маврикийский дуб из библейского повествования, но это еще и символ воскресения, дом — символ созидания внутреннего мира человека.

За спиной третьего ангела — Духа Святого — изображение горы. Гора является, по сути, древним и понятным символом всего возвышенного, мира небесного, ангельского, духовного. Стол (за которым сидят ангелы) является Голгофой и одновременно престолом, то есть гробом Господнем.

В своем центральном произведении Рублев использует светлую гамму цветов. Голубой цвет символизирует небо и духовный мир, возрождение, духовное образование человека. Применялся Рублевым и темно-бордовый цвет, который точно так же, как и голубой, традиционно ассоциируется с Богородицей. В фреске Рублев убирает все сиюминутное, оставляя вечное.

За свою жизнь иконописец создал немало произведений. «Благовещение» (1405 год), «Тайная вечеря» (1405), «Преображение» (1405), «Рождество Христово» (1405) и, конечно, знаменитая «Богоматерь Владимирская», созданная в начале ХV века.

Но особо хотелось остановиться наиконе «Иоанн Предтеча». Здесь стоит отметить, что вдохновленный, одухотворенный образ в целом соответствует образам византийского искусства этого времени, однако отличается большей кротостью, смирением и просветленностью. В этом произведении Рублев прежде всего стремился воплотить собственное представление об образе святого, что не исключало для него соблюдение канонов иконографии.

В рамках одной статьи невозможно объять необъятное. Я хотел отразить лишь самые основные тенденции в творчестве великого мастера. Но статья призвана послужить трамплином для читателей в изучении огромного исторического наследия иконописи Андрея Рублева.

В завершение хотелось указать факты, связанные с историей икон Рублева уже в советское время.

Так, например, знаменитая «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. А в 1929 году «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи, где находится до настоящего времени.

«Cошествие Христа в ад» — это икона Андрея Рублева, значение которой было раскрыто В. И. Кириковым в 1923 году. Она сейчас тоже хранится в Государственной Третьяковской галерее.

И последнее: в 1988 году Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Его творчество оказало огромнейшее влияние на культуру и искусство нашей страны.

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: